StarLine 6 поколения!
Охранно-телематические комплексы StarLine шестого поколения
Для чего я решил написать эту статью? Ну, во-первых, что бы расставить все точки над «ё» и рассказать конечному пользователю, что же это за «зверь» такой – «охранно-телематический комплекс StarLine шестого поколения». Во-вторых, что бы поделиться опытом, полученным при установке этого самого «зверя», что как мне кажется, будет интересно специалистам в области автомобильных охранных систем. Ну и в-третьих, чтобы поднять рейтинг нашего сайта, а то что-то к нам редко заходят.
И так, что же такое - Охранно-телематический комплекс StarLine шестого поколения. Собственно из названия уже ясно, что оборудование должно защищать автомобиль от угона. В StarLine X96 и М96 управление системой осуществляется bluetooth – метками или Вашим айфоном, поддерживающим технологию Bluetooth – SMART. Управление также осуществляется, через приложение на смартфоне (на сегодняшний день поддерживаются платформы – Android, Windows и IOS) или через личный кабинет на сайте Starline-Online (вот вам и телематика). Высокие комплектации Х96 также оснащаются брелоками и приемно-передающими антеннами, работающими на частоте 867 МГц. Общение брелока или метки с центральным блоком осуществляется при помощи диалогового кода, в основе которого лежит алгоритм Диффи — Хеллмана (криптографический протокол, позволяющий двум и более сторонам получить общий секретный ключ, используя незащищенный от прослушивания канал связи. Полученный ключ используется для шифрования дальнейшего обмена с помощью алгоритмов симметричного шифрования). Как это работает (более доступным языком) можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/watch?v=Qd1YOSybI80 .
Что же касается заявлений, что взломать можно, что угодно и как угодно, спорить не буду, но хочу напомнить, что несколько лет назад компания StarLine, предложила долгосрочный контракт на 5000000 рублей, специалистам по электронному взлому (за взлом на тот момент еще 128 битного кода), но за деньгами, так до сих пор, никто не пришел.
Системы оснащены датчиками удара, наклона, перемещения. Интегрированные шины CAN и LIN, позволяют согласовать комплексы с мультиплексной проводкой практически любого современного автомобиля (то есть управлять штатным оборудованием автомобиля, а так же получать различные статусы от него используя штатные протоколы), а на ряде автомобилей (на сегодняшний день это Lada, KIA и Hyundai, готовиться Toyota) обходить штатный иммобилайзер силами самого комплекса (технология iKey), т.е для реализации автозапуска не потребуется оставлять ключ в автомобиле, делать клон чипа или покупать дополнительное оборудование.
Технология iCAN позволяет осуществить безопасную блокировку (на маленькой скорости или при нажатой педали тормоза) силами штатного оборудования, т.е. угонщик не сможет найти реле блокировки, так как его попросту нет.
Наличие GPS и GSM модулей, позволяют отслеживать автомобиль на карте и управлять им по средствам SMS команд или голосового меню. В случае срабатывания любой зоны охраны, комплекс по телефону оповестит владельца.
Отдельного внимания заслуживает подкапотный модуль R6. Модуль управляет сиреной, электромеханическим замком капота и подкапотной блокировкой, а также получает статусы концевика капота и датчика температуры двигателя. В корпус модуля также встроен акселерометр, способный отслеживать перемещение автомобиля в пространстве. Связь с центральным блоком комплекса осуществляется посредством технологии Bluetooth – SMART, то есть не один провод под капот не идет. Это настоящая проблема для угонщика, даже если он попал в салон и добрался до центрального блока. Автомобиль будет заблокирован, а закрытый замком капот, не позволит добраться до блокировки. В комплексе также реализовано предупреждение о возможной подготовке к угону. Если при постановке на охрану не будет связи между центральным блоком и модулем R6, владелец получит SMS уведомление. SMS уведомление также предупредит владельца, что пора поменять элемент питания в bluetooth – метке.
«Умная диагностика» - позволяет читать сообщения о неполадках в автомобиле, используя стандартные OBD2 протоколы.
«Страховая телематика» позволит экономить на страховке. При желании, если Вы аккуратный водитель, то сможете предоставить в страховую компанию статистику и отчет о качестве Вашего вождения и получить скидку. Этот сервис предоставляется StarLine абсолютно бесплатно.
Я думаю, все прекрасно знают, что любую автосигнализацию можно аварийно отключить при помощи так называемого пин-кода. По собственному опыту скажу, что на 99% автомобилей, на которых мне приходилось аварийно отключать сигнализацию, пин-код был стандартным (заводским), то есть тот который прописан в инструкции. В большинстве случаев это 1, 11,1111 или как в случае со StarLine предыдущих поколений это код – 3. Естественно, что это слабое место любой охранной системы, ведь злоумышленнику достаточно найти кнопку Valet, чтобы отключить охранную систему и все блокировки. Поэтому пин-код менять необходимо, но большинство пользователь не знают как это сделать или не решаются, опасаясь, чего-нибудь «наворочить», а ехать в ближайший сервис с этой проблемой, это значит, что новый пин-код будет знать еще и специалист, который будет его менять, а специалисты бывают разные…
В комплексах X96, M96 пин-код поставляется на пластиковой карте под защитной пленкой и недоступен даже для установщика. Пин-код индивидуален для каждого комплекса и как меня заверили на конференции StarLine, базы пин-кодов не существует.
Мы живем в 21 веке, и все прекрасно понимают, что прогресс в области электроники шагает ну уж очень большими шагами. Вспомните какими автосигнализациями мы пользовались, к примеру, 10 лет назад, и что на сегодняшний день могут предложить компании в области автобезопасности. Любое оборудование рано или поздно устаревает и становится неактуальным. Разработчики StarLine учли и эту немаловажную особенность. Комплексы шестого поколения умеют обновлять свое программное обеспечение через GSM-модуль. Для этого достаточно отправить команду с телефона или сайта Starline-Online. Обновление также возможно через ПК, при этом потребуется сервисный код, который находится на пластиковой карточке с пин-кодом и также индивидуален для каждого комплекса.
Самое интересное в комплексах Starline шестого поколения, на мой взгляд конечно, это гибкая логика. Дело в том, что производитель, предусмотрел возможность изменения функций, большинства выводов комплекса. Малого того, что практически любой провод можно запрограммировать как вход, выход или вход-выход одновременно, с выбором полярности, но и задать этому проводу определенный алгоритм работы. Для этого потребуется написать соответствующую программу. Быть программистом для этого совсем необязательно. В программе StarLine-Мастер, где настраиваются все параметры, довольно простой и понятный интерфейс. Все что нужно, это выбрать из выпадающего списка событие включения, условие включения (если оно есть), событие и условие выключения, а так же что этому проводу собственно делать (включиться или выключиться или подать импульсы (выбирается количество импульсов их длительность и частота)).
Например, при установке X96 клиент попросил нас дополнительно подключить видеорегистратор, но только так чтобы он включался только после запуска двигателя. Дело в том, что при прокрутке стартера питание регистратора «проседало» и он ловил «глюк» (приведена терминология клиента). После установки комплекса у нас остались не задействованы выходы управления световыми сигналами (управлялись через CAN-шину) и мы подключили один из них к плюсовому проводу видеорегистратора. Затем в программе StarLine-Мастер назначили на него функцию выход «функция не назначены», положительной полярности, с номинальной нагрузкой 10 Ампер. Далее добавили программу выбрав из выпадающего списка:
Событие – Статусы автомобиля – Двигатель – запуск.
Условие – Состояния сигнализации – Статус охраны – не в охране
Действия – Гибкие аналоговые выходы – XS1:9(зелено-желтый – Функция не назначена) – включить
Прервать, если – События - Статусы автомобиля – Двигатель – остановка.
и все… На написание этой программы ушла 1 минута, но позволила реализовать желание клиента. Мы еще хотели добавить включение регистратора на некоторое время, по срабатыванию датчиков удара и наклона, но клиент сказал, что на ночь регистратор снимает, дабы не провоцировать несознательных граждан.
Это элементарный пример использования гибкой логики. На деле же она настолько функциональна, что позволяет решить практически любые запросы клиента или задать определенный алгоритм, необходимый для правильной работы оборудования на любом автомобили. В качестве событий, на сегодняшний день, можно использовать следующие группы:
- SMS – позволяет запустить программу по определенному SMS-сообщению
- Гибкие аналоговые входы и выходы. Запуск программы по изменению статуса (активен - пассивен) определенного (в принципе любого) входа или выхода.
- Датчики – Запуск программы по срабатыванию датчиков удара, наклона, перемещения или дополнительных датчиков.
- Дополнительные параметры – отслеживается баланс SIM-карты, качество сигнала GSM, появление или пропадание в зоне видимости bluetooth – метки, а так же качество элемента питания в ней, напряжение бортсети автомобиля и показания датчиков температуры двигателя и в салоне. Событие можно привязать к любому показанию в рублях ли, в Вольтах или градусах Цельсия.
- Индикация – позволяет использовать изменение статуса звукоизвещателя в основном блоке или сирены.
- Сервер – Запуск программы по команде с сервера.
- Состояние сигнализации – позволяет запускать программы в соответствии с различными режимами работы комплекса. Разделяются на события в работе автозапуска, предпускового подогревателя, статуса охраны, работы центрального замка или нажатия кнопки Valet.
- Статусы автомобиля – Статусы концевых выключателей дверей, багажника, капота, педали тормоза, ручника, сенсор ручки, положение АКПП – Паркинг, свечи накала, зажигание и контроль работы двигателя.
- Программа – позволяет запустить одну программу в зависимости от статуса выполнения другой.
По заявлению производителя, функционал будет постоянно расширяться, но и того, что уже есть более чем достаточно, для реализации даже таких функций, которые Вы только, что придумали.
Очень порадовала вкладка «Диагностика» программы StarLine-Мастер. При подключении к комплексу, позволяет видеть большинство параметров, так как их видит комплекс, что позволяет оперативно найти неисправность, препятствующую нормальной работе системы, если таковая имеется.
В целом комплекс напомнил мне персональный компьютер, где есть системы ввода и вывода и есть программы, которые позволяют всем этим управлять. В середине 90-х, я работал на металлургическом комбинате. Там были подобные контроллеры, но чтобы написать программу для них, нужно прочитать столько литературы, что бессмертное произведение Л.Н. Толстого покажется маленькой брошюрой. Да и размеры этих контроллеров пугали – 2 метра в высоту и по метры в ширину и глубину. А тут коробочка, которая умещается на ладони. Прогресс одним словом.
Теперь о различиях в моделях и комплектациях.
При выборе комплекса надо четко понимать, что обе системы выполняют как охранные так и телематические функции, но Х96 – это охранно-телематический комплекс, где основное слово охранный. В М96 главное слово телематический.
И так, что же есть в M96, и нет в Х96
- Встроенный литиевый аккумулятор – система остается на связи при отключении основного питания.
- Выносной высокочувствительный микрофон – позволяет прослушать ситуацию в салоне автомобиля.
- Два акселерометра для записи данных ДТП – упрощает разбор ДТП, предоставляет скидку на КАСКО.
- Две SIM-карты – автоматическое переключение при потери сигналов GSM, автоматическое переключение при пересечении границ роуминга (настраиваемая функция).
- Внешняя GSM-антенна – улучшает качество приема.
- Диагностичиские светодиоды на корпусе основного блок - индикация текущего состояния аккумулятора, GSM, CAN, ГЛОНАСС/GPS
Особенности X96
- 26 программируемых входов -выходов (в M96 их 8).
- Специализированные силовые ключи - защищены от короткого замыкания, перегрева и перегрузки по току, 1-3Ампера, 2-7,5Ампер и 2-10Ампер (в М96 - 0). На все силовые выходы можно назначать произвольные функции
- Управление и оповещение о тревогах на брелок 868 МГц (В М96 только bluetooth-метки).
Что же касается комплектаций. Их удобнее указать в виде таблицы
M96 M |
M96 L |
M96 XL |
X96 M |
X96 L |
Х96 SL |
X96 XL |
|
Глонасс/GPS приемник |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
Беспроводные метки Bluetooth Smart (2 шт.) |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
Подкапотный блок R6 |
√ |
√ |
√ |
√ |
|||
Брелок ЖКИ, дополнительный брелок, трансивер 868 МГц. |
√ |
√ |
|||||
Сирена S20.03 |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
Модуль временного обхода штатного иммобилайзера BP-05/BP-06 |
√ |
√ |
|||||
Бесключевой обходчик EvoAll |
√ |
√ |
|||||
Модуль запуска |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
Готовится к выходу в продажу комплекс Х96-Победит, это Х96XL + замок капота + Маяк М15 + Контракт StarLine на реагирование и расширенная финансовая гарантия.
Цена на оборудование непосредственно связанна с комплектацией и колеблется от 20550р до 56000р.
Установку охранно-телематических комплексов StarLine шестого поколения могут производить специалисты прошедшие дополнительное обучение и авторизацию. В нашем установочном центре успешно авторизованы два установщика. Обучение проводилось дистанционно. Нам были высланы для изучения обучающие материалы. Авторизация состояла из трех этапов. Первый ответы на теоретические вопросы, второй – онлайн тестирование по общим вопросам автоэлектроники и охранных систем и третий, на мой взгляд самый сложный этап – это решение практических задач, при помощи гибкой логики, по заданным параметрам. Заданными параметрами являлись, якобы желания клиентов, и некоторые из них ставили под сомнение психическое здоровье этих самых клиентов. Но желание клиента – закон, а X96 (М96) – это инструмент для реализации этих желаний. В общем авторизацию мы прошли. Были еще требования к помещению, где предстоит установка этих умных комплексов, но к нам (тьфу, тьфу, тьфу) претензий не было.
В феврале мы впервые установили StarLine X96. В целом особенных сложностей при установке не возникло. Но были и нюансы. Во-первых не удалось с первой попытки привязать комплекс к другому аккаунту. Дело в том, что все телематические комплексы, по умолчанию уже зарегистрированы на сервере Starline. Перерегистрироваться наш комплекс наотрез отказался. Звонок в техподдержку эту проблему решил.
Вторую проблему пока решить не удалось. iPhone 6 владельца был зарегистрирован в качестве bluetooth-метки, но при переходе смартфона в спящий режим bluetooth-связь между устройствами терялась, что в свою очередь не позволило использовать функцию «Антиограбление при пропадании метки» (в случае если в качестве метки используется iPhone, с метками из комплекта все работает). Информация передана разработчикам, так что надеемся, что в ближайшее время она будет решена.
В остальном проблем не было, хотя изначально нас терзали сомнения. Так всегда бывает с новым оборудованием, пока «притрется», пока вычислят определенные ошибки, пока их устранят и т.д. и т.п. Создалось впечатление, что разработчики совместили в одном комплексе весь накопленный, за годы работы, опыт и добавили множество перспективных новшеств.
В дальнейшем я постараюсь описывать изменения коснувшейся новой линейки StarLine и делиться интересными наработками, которые обязательно появятся при следующих установках.